Меню сайта

Категории статей
Уход за новорожденным
Добрый доктор
Все о детском здоровье
Маленькая личность
Отношение детей между собой, как они чувствуют себя в другой среде, как их воспитывать, как развивать маленькие личности, как вводить их во взрослую жизнь?
Детский сад
Когда детки начинают ходить в детсад, появляются новые проблемы, обсудим их?
Питание детей
Грудное, искусственное вскармливание, рецепты для разных возрастных категорий
Все для детей
О товарах для детей, обмениваемся опытом и отзывами, критикуем или рекомендуем.
Детские сказки
Детские песни
Сводные таблицы малышей
Подросткам

Форма входа

Поиск по статьям

Друзья сайта

Монтессори: учиться открывая
» Каталог статей » Маленькая личность
Монтессори: учиться открывая

Монтессори: учиться открывая

     Среди известных и не
очень методов раннего развития детей система Монтессори занимает особое место.
Она основана на безграничном доверии и уважении к ребенку, имеет почти столетнюю
историю и по праву признана одной из самых эффективных.

Система названа так по имени ее создательницы – итальянского врача Марии
Монтессори. Она работала в клинике для детей с ограниченными возможностями.
Обстановка в заведении никак не способствовала их развитию. И Мария задалась
вопросом: может быть, можно создать специальную среду, благоприятную для
развития любого ребенка – как больного, так и здорового? Такая среда должна быть
похожа на "взрослый" мир, но насыщена специальными предметами, с помощью которых
малыш будет получать новые знания и навыки. Это и стало основой системы
Монтессори. Вскоре обнаружилось, что ее маленькие пациенты перегнали в своем
развитии своих здоровых сверстников, и раньше научились чтению, письму и счету!
С 1909 г метод Монтессори стал активно распространяться, а в 1929 году Мария
вместе со своим сыном создают Международную Ассоциацию Монтессори (AMI), которая
существует и сегодня.

Итак, каковы же основные принципы педагогики Монтессори?

Пожалуй, самый важный – это убежденность в том, что каждый ребенок уникален и
неповторим и поэтому нуждается в своей особенной программе обучения. Как этого
добиться? Нужно просто дать ему право самому выбирать, чем и как заняться!
Задача педагога – обеспечить развивающую среду с соответствующими возрасту
учебными материалами. Благодаря этому Монтессори-дети, как правило, вырастают
наблюдательными и самостоятельными и обладают широким кругозором.

Мария Монтессори считала, что у ребенка от 0 до 6 лет есть периоды, когда он
наиболее легко и полноценно учится определенным вещам. Например, речь
развивается от 0 до 6 лет, от 0 до 5,5 лет – сенсорные навыки. Приблизительно с
2,5 до 6 лет появляются социальные навыки и идет усвоение форм поведения в
обществе. С учетом этого педагог создает среду для ребенка и подбирает обучающий
материал.
 

 Во
всем мире Монтессори-классы организованы по единому принципу. Комнаты, в которых
они размещаются, делятся на пять зон: практической жизни, сенсорного развития,
математическую, языковую и так называемую «космическую» (здесь ребенок получает
представление о строении различных объектов окружающего мира, об истории и
культуре). В каждой зоне находятся предметы, работая с которыми, дети получают
новые знания и навыки, учатся сравнивать и анализировать.

Примечательно то, что весь материал найден экспериментально – Мария Монтессори
тщательно отбирала предметы, отвергая те, что не вызвали детского интереса. В
результате был создан набор, который применяется повсеместно. Он очень наглядный
и позволяет ребенку убеждаться на основе собственного опыта, допустим, в том,
что дважды два – четыре.

Функция педагога в Монтессори-классе заключается в том, что он о следит за
желаниями каждого ребенка и лишь "следует" за ними, ни в коем случае не
навязывая свое мнение или свою игру.

По мнению Монтессори, для ребенка в принципе органичен порядок, но он не всегда
умеет его организовать. Поэтому в классах незыблемо соблюдается правило: малыш
сам берет все, что ему нужно для игры, а затем относит на место. При этом каждый
работает на своем коврике или за своим столом, брать чужое или шуметь и мешать
товарищам – недопустимо. Это воспитывает в детях аккуратность и уважение к
чужому пространству.

Однако у этой системы есть и такие особенности, которые можно назвать
недостатками

Во-первых, в ней практически не уделяется внимания развитию творческих
способностей ребенка, его фантазии. Основанная на рациональном способе познания
и освоения мира, эта система не оставляет места ни традиционным детским ролевым
играм (вроде "дочки-матери"), ни спонтанному художественному творчеству
(рисованию). Между тем и то и другое важно для ребенка.

Во-вторых, неоднозначен подход Монтессори к чтению художественной литературы.
Согласно ему, читать следует лишь для расширения кругозора и познания реального
мира. Эмоциональные проявления вроде сопереживаний героям – то есть того, ради
чего создается и читается художественная литература – не упоминаются. При таком
подходе есть риск развития эмоциональной незрелости ребенка и отсутствия у него
способности к рефлексии.

В-третьих, методика Монтессори изначально сориентирована на применение в
группах, и использование ее в домашних условиях затруднено. Ведь для этого
требуется создание специальной среды, о которой мы уже знаем, полный комплект
Монтессори-материала (а он недешев и занимает много места) и постоянное внимание
родителя в роли педагога.

Однако дома можно использовать отдельные элементы и принципы этой методики.
Самый популярный материал – рамки Монтессори. Это набор рамок-пластинок с
отверстиями разной формы (это могут быть геометрические фигуры или изображения
реальных предметов – овощей или фруктов). Занятия с такими рамками учат малыша
классифицировать предметы, различать их форму и цвет.

Убежденные сторонники системы считают, что она подходит всем детям, но не всем
родителям. Наверное, это не совсем так. Возможно, лучше подумать о других
методиках, если твой малыш:

• очевидно склонен к проявлению творческих способностей – метод Монтессори будет
чужд для него
• замкнут и склонен к аутизму – эта склонность может найти свое развитие
• шумный и гиперактивный – такой ребенок может вызвать недовольство педагога и
"не вписаться" в размеренный и спокойный ритм работы Монтессори-класса.
 

Литература по методу Монтессори:
1.

Монтессори М. Дети – другие
.
2.

Монтессори М. Помоги мне сделать это самому
.
3.

Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики
.


Источник: http://www.wmj.ru

Категория: Маленькая личность | Добавил: Nooler (2006-09-08) | Автор: Nooler
Просмотров: 984 |

Комментарии
Имя *:
Email *:
Код *:

 

Хостинг от uCoz