Но до появления дочери я думала ,что различать цвета могут дети старше двух лет, а понятие "любимого цвета" вообще приходит намного позже. Следуя моей логике, для новорожденных лучшей игрушкой является чёрно-белая погремушка. Правда, почему-то моя пятимесячная дочь стала отказываться от жёлтой погремушки в пользу красной. Возникли логичные вопросы: почему так происходит? Неужели зачатки вкусовых пристрастий закладываются вместе с цветом зубов ещё у эмбрионов? А может, это наследственное (кстати, папа Аружан тоже предпочитает красный)? Изо дня в день я искала ответы и, вместе с тем, наблюдала за растущей "на дрожжах" дочерью, которой так нравились цветные картинки, банеры с яркой рекламой и паззлы старшего братика. Тогда было решено направить любознательность малышки в нужное русло. И я попробовала. Составила собственную методику обучения и начала работу с малышом. Вы уже наверняка догадались, что продвинутые рекомендации обучать детей "с пелёнок" блестяще подтвердились. Иначе не было бы этой статьи. Учиться никогда не поздно Обучать цветам можно с любого возраста (исключая, пожалуй, грудничковый). Самый оптимальный срок -10 -12 месяцев. Но строгих рамок здесь нет, вы можете начать занятия и чуть позже. Главное - начать и не опоздать. Учтите, что без обучения ваш ребёнок запомнит основные (!)цвета лишь к 2-3годам. Основной сложностью обучения детей годовалого возраста является то, что многие необходимые понятия малышам не объяснить. Детки запоминают что-то по общим признакам, постоянным и неизменным. Например: Моя восьмимесячная дочь обращает внимание на ёмкость, из которой пьют чай. После пары-тройки раз она поняла, что это и есть "чашка". Но довольно сложно объяснить, что такое белая или красная чашка , ведь цвет- это непостоянный признак предмета. С чего начать? Очень долго я думала, с чего начать "первый урок", как объяснить понятие «цвет», и, самое главное, как привлечь внимание ребёнка, который может сидеть на месте лишь две секунды. Вам нужно запомнить некоторые правила: 1. Занимайтесь с ребёнком, когда он сытый, сухой и в бодром настроении. 2. "Урок" с малышом - это многократное объяснение и закрепление «пройденного материала» несколько раз в день по несколько секунд. В среднем 10-15 минут в день. 3. Используйте лично-значимые предметы. Например, жёлтые ползунки малыша для закрепления этого цвета. 4. Сначала изучайте основные цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный, коричневый, чёрный, белый. Ребенку будет сложно отличать бледно-розовый от малинового. 5. Обучение должно быть поэтапным, с использованием лишь одного цвета за раз. Запомнить два и более названия сразу очень тяжело. 6. Заучив один цвет, нужно его ежедневно закреплять. Теперь о самом процессе, и о том, что может понадобиться. Лед тронулся Важно помнить, что маленькие (10-12 мес.)детки неважно разговаривают. Но они многое понимают и всё видят, поэтому зрительное восприятие так важно. Здесь вам придут на помощь умелые мамины руки. А мы, для облегчения поставленной задачи, попытаемся расписать всё по шагам. Шаг 1.Покупаем. Вам понадобится цветная бумага или цветной картон. При приобретении бумаги обратите внимание на качество цвета. Красный-это не бордовый, а жёлтый не должен содержать зеленоватой примеси. Для чего это нужно? Для того, чтобы у ребёнка формировались чёткие ассоциативные связи, иначе очень долгое время он будет путать бежевый с белым. Шаг 2.Вырезаем. Вам нужно вырезать большие яркие аппликации. Используйте те рисунки, значение которых знает карапуз. Что делала я? Для жёлтого цвета вырезала солнышко с лучиками и улыбкой. Малыш знает, что такое солнышко и при объяснении цвета он не подумает, что вы объясняете ему название самого предмета. Для остальных цветов мы также выбираем знакомые предметы: чашечки, карандаши, кубики, машинки и т.д. Важно преподнести материал так, чтобы не спровоцировать нарушение ассоциативных связей. Что это значит? Допустим, вы вырезаете зелёную машинку, объясняете название цвета. При изучении другого цвета вы делаете такую же машинку, только, например, синюю. Демонстрируя и ту, и другую картинку, вы учите различать цвета, и показываете ребёнку, что машины бывают разными(а не только зелеными). Шаг 3.Клеим. Вот ваши аппликации и готовы. К примеру, вы заготовили: солнышко (жёлтое), листочек (зелёный), цветочек (красный), телефон (чёрный), машинка (синяя), панамка (белая) и т.д. Теперь обклейте заготовками стены детской комнаты вкруговую на уровне выше детских глаз (чтобы не собирать оборвыши с пола). Для закрепления на противоположные стороны наклейте аппликации с другими предметами. Например: жёлтый утёнок, белая чашечка и. т.д. Шаг 4. Объясняем. Выберите один цвет. А теперь объясняйте: "Смотри, это солнышко. Жёлтое солнышко". Первый раз будет трудно, потому что для малыша необычно и разнообразие ярких рисунков, и ваше объяснение. Как объяснить крохе, что жёлтый цвет-это признак? Наверняка в доме найдется несколько предметов желтого цвета: игрушки, вещи на малыше или кольца пирамидки. Покажите их, уточняя: жёлтый цыплёнок, жёлтая рыбка. Через день- другой (а может и в этот день ) малыш уже будет точно знать, чего от него хотят. Шаг 5. Закрепляем. Для первоначального закрепления используйте картинки, те же аппликации и всё-всё, что окружает малыша. Говорите ему :"Дай мне вон ту белую панамку". Даже если панамка в единственном экземпляре, ребёнок подсознательно запоминает признак, т.е. цвет. При закреплении используйте очень распространённый вопрос "где?". Например: "Покажи, где у нас жёлтый утёнок?". Малыш обязательно начнёт искать: сначала просто утёнка, а затем его же, но уже среди жёлтых предметов. В раннем возрасте детки заметно радуются удаче и огорчаются при "промахах", поэтому маме обязательно надо хвалить ребенка. Если же он что-то неправильно понимает, не ругайтесь, а просто покажите(скажите) правильный вариант. Шаг 6. Закрепляем дальше. Ваш малыш уже запомнил жёлтый цвет, и быстро находит названные предметы? Переходите к следующему этапу. Действуйте по той же схеме, но не забывайте об изученном «материале». Ежедневно закрепляйте оба понятия. При повторении пройденного помните: повторять нужно ежедневно (малыши быстро схватывают, но также быстро забывают). материал закрепляется лучше на примере лично-значимых предметов(любимая игрушка, любимые книжки). необходимо знать меру , не переутомлять малыша. Лучше выкраивать по минутке, когда вы вместе валяетесь на диване, когда малыш на горшке или занимается "ненужным" делом.(Например: "погрызает" папин сотовый телефон). учитесь вносить элементы урока в игры и повседневную жизнь малыша, а не наоборот. помните, что игра-это единственный метод обучения и закрепления материала. Занимательные "упражнялки" "Водяной". Ежедневные водные процедуры- отличный фон для занятий. Подберите рыбок, утят и другие игрушки для купания разных цветов. Запуская их «в плавание», задавайте карапузу вопросы : где зелёная рыбка, дай жёлтенького утёнка. "Поедалки». За столом, закрепляя изученные цвета, можно и аппетит повысить. Научите малыша показывать цветные чашечки, рисунки на скатерти, различать еду (!) по цветам : банан-жёлтый, яблочко-красное, киви-зелёное и т.д. В занимательную игру можно превратить и скучную уборку игрушек. Пусть малыш складывает в одну коробку синие кубики, а в другую- зелёные. Попробуйте также разделять мячики, машинки и прочий «инвентарь». Позже можно будет усовершенствовать эту игру, добавив категории «большой-маленький». Надеюсь, вы уже полны рвения, терпения и бешеного креатива. Дайте волю своей фантазии, и вы увидите, усилия не пропадут даром. Главное- это будет на пользу вашему малышу. Творите и растите.
|