На первом году жизни ребенок пользуется руками, чтобы познакомиться со всем, что его окружает. Это стремление исследовать все вокруг распространяется, естественно и на его тело. После 18 месяцев ребенок знает, что такое нос, глаза, рот, руки и т.п., и может показывать и называть их, когда его о них спрашиваешь. Начиная с 18 месяцев ребенок показывает части своего тела, когда его попросят. В два года он начинает сообщать о собственных физиологических нуждах и телесных ощущениях. Теперь настало время пользоваться горшком. В три года дети часто и много разговаривают сами с собой. Они изобретают ролевые игры, в которых подражают всему, что наблюдают в мире взрослых. То, что из этого получается, часто похоже на маленький спектакль. Таким пластичным способом дети сообщают нам о своих ощущениях: радостях и страхах. Особенно впечатляющие события излагаются в длинных рассказах со всевозможными сказочными добавлениями. Собственная идентичность. В два с половиной года ребенок может назвать собственное имя и фамилию. Он начинает понимать значения собственности и сильно занят тем, чтобы выразить в притяжательных местоимениях находящееся в частом употреблении обстоятельство. "Мой, мое, мне"-кажется, это теперь его любимые слова. В три года дети овладевают речью настолько хорошо, что могут рассказывать о своих приключениях и чувствах. Когда ребенок еще не говорит или располагает ограниченным запасом слов, это не означает, что он так же мало понимает. Даже младенцы могут различать основное значение слов по интонации. Они понимают, не зная языка взрослых, когда мы хотим их утешить, приласкать или успокоить, когда мы сердиты и т.д. Ребенок следит за действиями и разговорами взрослых и точно подмечает, когда о нем заходит речь. Поэтому следует как можно больше разговаривать с малышом, а разговаривая в его присутствии, быть осмотрительным в выборе тематики. Всегда полезно помногу разговаривать с детьми, даже если они еще не все понимают.
|