Играть роль родителя или быть самим собой? Появление нового члена семьи накладывает на поведение людей, с нетерпением его ожидавших, определенный отпечаток. И плохо, когда в мужчине или женщине родительская роль никак не выражена. Но таких людей очень мало. Став родителем, многие зажимают себя в тиски и полагают, что отныне должны выполнять лишь свои серьезные обязанности и только. Такая позиция тоже не сулит ничего хорошего. Да. У родительской любви есть такая составляющая, как коррекция поведения ребенка - это «крест власти», который вы призваны нести. Понятно, что не следует во всем потакать ребенку, поэтому для него устанавливают определенные правила поведения. Родителям приходится говорить и «да», и «нет», но при этом необходимо быть гибкими в решении возникших проблем, не переигрывать и не терять чувства юмора. Родительские «маски» В семье растет малыш. Возможно, один из взрослых постоянно призывает другого быть строже с ребенком, серьезнее относиться к родительским обязанностям. А надо ли после рождения ребенка становиться каким-то другим человеком? Нередко кто-то из взрослых так входит в свою родительскую роль, что эта роль становится его сутью. Наиболее распространены несколько общеизвестных видов родительских «масок». Они могут выступать в роли «начальника», «наставника» и «товарища». «Начальник» постоянно проявляет свою власть, подчеркивает, что все на свете знает, считает себя образцом добродетели. Он часто обвиняет ребенка, наказывает, держит его в страхе, вещает ему прописные истины с каменным лицом. «Наставник» - это добрый, все понимающий советчик, который каждую минуту рядом с ребенком. Он любит свое чадо и не скрывает этого, руководствуется гуманными принципами в воспитании, а не стремлением навязать свою волю. «Товарищ» - снисходительный друг, готовый все понять и простить, независимо от последствий и степени вины ребенка. Как правило, неверно реагирует на его поступки, поведение. Результат подобной позиции - отсутствие у ребенка должного чувства ответственности и, возможно, уважения к родителю. Если вы «вжились» в какую-то одну из этих ролей, то можно утверждать, что вас ожидают серьезные проблемы в будущем. Есть опасность того, что вы будете постоянно играть ее, даже когда ребенок начнет сам себя обслуживать и перестанет нуждаться в опеке и ваших советах. Следует понять, что родительская роль достаточно условна: иногда надо руководить, иногда - наставлять, иногда - прощать... Ни одна из этих ролей в отдельности не позволит вам воспитать полноценного человека. Мы слишком дорого платим за те роли, с помощью которых демонстрируем детям свою силу или свою слабость. «Начальник» - самый разрушительный вид роли. Он подавляет ребенка, заставляет подчиняться себе. Такое поведение родителя - результат собственной неуверенности в себе, которую он пытается компенсировать, требуя немедленного и беспрекословного повиновения от ребенка, даже когда сам не прав. Редко бывает, чтобы дети, выросшие в такой атмосфере, сами не стали либо тиранами, либо жертвами. Нельзя воспитать у ребенка самостоятельности, если ежеминутно наставлять его и вести за «веревочку» по жизни. А при товарищеской вседозволенности, всепрощении невозможно наладить эффективный процесс воспитания и обучения, требующий порой, к сожалению, и метода принуждения. В семье и после появления малыша надо продолжать получать удовольствие от жизни, радоваться ей, любить друг друга и оставаться человеком, самим собой, женщиной, женой. Стать матерью, а не превращаться в мамашу: или строгую и серьезную, или «наседку», или легкомысленную подружку. Рождение и воспитание детей не является единственным предназначением человека. И рождение, и воспитание представляют собой лишь одну (возможно, самую большую и важную) часть нашей жизни, которая ни при каких обстоятельствах не должна перекрывать другие ее стороны - любовь, дружеское общение, работу, увлечения… Счастливый ребенок - это ребенок, родители которого находят время не только для того, чтобы этого ребенка любить, но и для того, чтобы любить друг друга. Хорошо ли живется ребенку в вашем доме? Предположим, вы принимали гостей. За обеденным столом ваш пятилетний сын разлил стакан молока. Как вы должны были поступить? Можно лишь гадать, как закончился бы этот эпизод со стаканом в вашей семье. У вас было несколько вариантов поведения: от шлепка провинившемуся и выдворения его из-за стола до чтения ему получасовой лекции в присутствии посторонних. Что сказать и что сделать в ситуации с разлившимся стаканом молока? Ошибочно думать, что это неважно и не принципиально. Этот своеобразный тест дает ответы на многие вопросы и на один главный - хорошо ли живется ребенку в вашем доме? Родители совершенно по-разному реагируют, когда ребенок вдруг разольет суп, разобьет чашку и т.п. Такая обыденная история и реакция взрослых на оплошность малыша показывают, в какой семейной атмосфере он растет и как здесь относятся к подобным вещам. Ведь для этих моментов нет единственно правильного образца поведения родителей, как в случаях «мыть или не мыть руки перед едой», «есть или не есть снег» вашему сыну. В воспитательном процессе существуют некие незыблемые правила, регламентирующие нормы поведения ребенка, которые для всех родителей служат руководством к действию. Иногда четких установок нет, и мы говорим ребенку, что так принято, так будет лучше, так уместно поступить в данных обстоятельствах. Как полагается вести себя родителям в случае со злополучным стаканом, мы не прочитаем ни в одной книге, не узнаем ни у одного опытного родителя. Исходить надо из того, что ребенок совершил это случайно, ненамеренно, поэтому проступком его ошибку не назовешь, следовательно, наказания не должно последовать. Кроме того, стоит учесть и тот факт, что мальчик сам огорчился и, возможно, испугался. Вы поступили неверно, если тот эпизод закончился тем, что вы шлепнули сына, отправили в детскую, долго напоминали ему о правилах поведения за столом. Также недопустимо было устраивать «немую» сцену, когда ваши глаза и мимика выражали гнев или страшное разочарование; приставать к нему с вопросами: «Ты понимаешь, что произошло? Ты ощущаешь свою вину? Ты видишь, что натворил?..» Плохо, если вы начали жаловаться гостям: «Не знаю, что с ним делать? Говоришь, говоришь ему...»; ужасно, если вы словесными оскорблениями довели ребенка до плача. Имелось несколько достойных выходов из ситуации, позволяющих исправить последствия случившегося и не обидеть ни в чем не виновного мальчика. Можно было по-доброму попросить его помочь вам навести порядок, а затем отправить его помыть руки, переодеться и снова вернуть за праздничный стол. Было бы еще лучше, если бы вам удалось перевести все в шутку: «Как! Ты позволил стакану командовать твоими руками? Тебе надо срочно с ними разобраться. Беги теперь в ванную за тряпкой...» (Понятно, что эта шутка далека от совершенства). Юмор - свойство счастливых семей, в которых люди искренне любят друг друга, вместе радуются всем проявлениям жизни, не паникуют и не обвиняют близких в случае неудач, умеют посмеяться над собой и понять шутку. Смех и веселье не мешают родителям быть строгими, ответственными, компетентными, а дети в такой атмосфере безболезненно переносят неприятности, уверены в своем будущем. Им хорошо в родном доме.
Источник: http://www.devichnik.ru/baby/2002/baby060924.phtml |