Меню сайта

Категории статей
Уход за новорожденным
Добрый доктор
Все о детском здоровье
Маленькая личность
Отношение детей между собой, как они чувствуют себя в другой среде, как их воспитывать, как развивать маленькие личности, как вводить их во взрослую жизнь?
Детский сад
Когда детки начинают ходить в детсад, появляются новые проблемы, обсудим их?
Питание детей
Грудное, искусственное вскармливание, рецепты для разных возрастных категорий
Все для детей
О товарах для детей, обмениваемся опытом и отзывами, критикуем или рекомендуем.
Детские сказки
Детские песни
Сводные таблицы малышей
Подросткам

Форма входа

Поиск по статьям

Друзья сайта

Развиваем память
» Каталог статей » Маленькая личность
Развиваем память

Развиваем память
Сегодня в любом книжном магазине вы найдете не меньше десятка пособий, развивающих память у детей. Но все они более или менее однотипны: рассчитаны примерно на один возраст: пять шесть лет, а игры, с которыми могли бы справиться дети младше четырех-пяти лет в подобных пособиях практически не встречаются;. ориентированы все они в основном на развитие зрительной, реже – слуховой памяти. В первом случае предлагается рассмотреть и запомнить картинку, во втором – запомнить на слух и воспроизвести набор слов или коротенький стишок. Изредка в таких пособиях встречаются задания на комбинаторику. Но в любом случае, все они развивают лишь небольшую область памяти, за которую отвечает левое, «аналитическое» полушарие, а правое, образное, вновь остается невостребованным. О вреде такого «левополушарного» перекоса мы уже не раз писали на страницах нашего журнала. Но ведь помимо зрительной и слуховой, существует еще и тактильная, слуховая, кинестетическая (то есть, двигательная), ассоциативная память, и ее тоже можно и нужно развивать. причем делать это можно уже с годовалыми малышами. Наши веселые и совсем несложные игры помогут вашему малышу гармонично развить все виды памяти.
Что лежит за занавеской? (с 1 года)

У маленьких детей память совсем коротенькая, поэтому вспомнить, что они видели секунду назад, для них уже огромный шаг вперед. Возьмите любую игрушку, покажите ее малышу и спросите: «Кто это у нас такой?» и сами ответьте: «Зайка!». Если малыш уже умеет говорить отдельные слова, пусть назовет игрушку сам. На глазах у ребенка спрячьте игрушку за занавеску или покрывало. Спросите: «Кто это у нас спрятался под тряпочкой?» Если кроха способен ответить на вопрос – замечательно. Если нет, ответьте сами, но не показывайте игрушку сразу. Услышав название предмета, малыш должен вспомнить, как он выглядел. То есть, развивается взаимосвязь между слуховой и зрительной памятью. Через несколько секунд достаньте зайку и торжественно вручите крохе.

Можно усложнить игру, дав малышу ощупать игрушку до того, как вы ее прячете, а потом – не глядя, засунув руку за покрывало. Тогда в игру включится и тактильная память.

Очень полезно играть в эту игру, пряча ручку или ножку самого малыша.

С 1.5-2 лет: еще один, более сложный вариант. Посадите в ряд несколько зверушек. Попросите кроху назвать их (или назовите сами) Одного зверька на глазах у малыша спрячьте. Спросите, кто из зверей убежал. Если малыш не может ответить сам, ответьте за него.

Что изменилось? (с 2,5-3 лет)

В пособиях по развитию памяти очень часто встречаются задания, когда нужно запомнить картинку, а потом рассмотреть похожую и сказать, чем они отличаются. Совсем маленьким детям такие задания не подходят. Лучше играть в эту игру с реальными предметами. К примеру, рассадите вокруг игрушечного столика куклу, мишку и зайку. Когда малыш отвернется, положите на столик грушу или оденьте мишке на шею бант и спросите кроху, что изменилось Когда малыш освоится, можете вносить в «мизансцену» сразу несколько изменений. В похожую игру можно играть и с деталями головоломки (например, «сложи узор»). Но если первая игра, имевшая определенный сюжет, активизировала и правое, и левое полушарие, то вторая имеет более абстрактный, отвлеченный характер и воздействует в основном на «левый мозг», так что подобными играми не стоит злоупотреблять.

Волшебный мешочек (с 1,5 лет)

Эта удивительная игра поможет вам развить и зрительную, и тактильную, и даже слуховую память малыша. Самый простой вариант: возьмите две пары сильно отличающихся друг от друга предметов: два кубика и два шарика; два мишки и две куклы и т. д. Положите в мешочек по одному предмету из каждой пары.

Покажите малышу один предмет, например, мишку. Потом уберите его и попросите найти такой же на ощупь. Если у малыша не получается, возьмите его ручку в свою и действуйте сообща. Важно, чтобы малыш почувствовал связь между зрительным и тактильным образом предмета, а сумеет он сделать сам или с вашей помощью – пока не так уж и важно. Постепенно, только не слишком быстро, увеличивайте количество предметов. Эта игра развивает связь между зрительной и тактильной памятью.

Теперь предложите малышу с завязанными глазами ощупать предмет правой рукой, а потом найти его в мешочке левой. Этот вариант игры, хорошо развивающий тактильную память и укрепляющий связь между полушариями, можно предложить крохе после двух или даже двух с половиной лет.

Можно подключить к игре и обоняние (с двух лет, не раньше!). Возьмите хорошо знакомые малышу фрукты и овощи с характерным запахом (лимон, апельсин, яблоко, чеснок). Завяжите крохе глаза и предложите по запаху узнать предмет, а потом его же найти на ощупь в мешочке. Внимание! Если ребенок – аллергик, эта игра строго противопоказана!

После трех лет можно попробовать еще один вариант этой игры. Уберите те предметы, которые вы давали рассмотреть малышу и просто называйте их. Получится своеобразный «тактильный диктант»: ребенку придется связывать звуковой и зрительный образ предмета, а потом вспоминать, каким он был на ощупь.

Можно сделать и так: возьмите пары предметов, издающих характерные звуки: колокольчики, свистульки, маленькие погремушки, баночки с крупой и т.д. Один комплект положите в мешочек. Другой оставьте у себя. Дайте малышу как следует познакомиться с каждым предметом, пощупать его послушать. как он звучит. Теперь завяжите крохе глаза. Позвените колокольчиком или погремите в погремушку и попросите найти такой предмет в мешочке на ощупь. Игра развивает связь между музыкальной и тактильной памятью.

Чего не хватает в мешочке? (с 3 лет). Расставьте на столе несколько предметов ( вначале не больше 3). Когда малыш их хорошо рассмотрит, уберите в мешочек все, кроме одного и попросите ребенка на ощупь определить, чего там не хватает.

Обезьянка. (с 1.5-2 лет)

Озорная обезьянка любит все за всеми повторять. Сначала станьте обезьянкой сами. Попросите кроху делать разные движения (встать на носочки, дотронуться пальцем до носа, подпрыгнуть и т.д.), а вы будете все за ним повторять. Когда вам покажется, что малыш уяснил суть игры, поменяйтесь ролями. Пусть теперь обезьянкой будет он. Начните с самых простых и хорошо запоминающихся движений, постепенно усложняйте игру. После двух лет можно попробовать включать в игру целые серии движений: подпрыгнуть на двух ногах и потом сразу же на одной; дотронуться сначала до носа, потом – до коленки и т.д.

Хоть малыш повторяет движения непосредственно за вами, ему все равно потребуется определенное усилие, чтобы запомнить и точно повторить то, что делали вы. Такая игра прекрасно развивает зрительную и кинестетическую память.

Если вашему малышу уже три года, можно сделать игру еще сложнее. В ней участвует сразу несколько человек. Сначала игроки по очереди показывают, как они по-разному будут прыгать (как зайчик. как лягушка, как кузнечик, и т.д.), бегать, ползать, а тот, кто водит, внимательно смотрит и запоминает. Потом ведущий просит его попрыгать как Катя, или как Митя и т.д.

После трех лет можно ввести в эту игру и элементы, развивающие музыкальную память. Вам потребуются различные детские шумовые инструменты: бубен, колокольчик, металлофон, блок-флейта. Показывая движения, сопровождайте каждое определенным звуком: прыжки- звоном колокольчика, хлопки – ударом бубна, наклоны – флейтой и т.д. Теперь обезьянка, услышав тот или иной звук, должна вспомнить, что сейчас нужно сделать. Поменяйтесь ролями: вы будете прыгать, бегать и ползать, а обезьянка – вспоминать, когда нужно позвонить в колокольчик, а когда – постучать в бубен. В еще более сложном варианте игры каждое движение будет сопровождать простенькая мелодия или нота определенной высоты. Для начала лучше брать сильно различающиеся ноты, а по мере того, как слух малыша будет развиваться и совершенствоваться, интервалы между нотами могут становиться все меньше и меньше.

Лабиринт (с 3-4 лет)

Устройте лабиринт с полосой препятствий, которые малыш может преодолеть без особого труда: пролезть под стулом, подтянуться на кольцах, пробежать по лежащей на двух стульях доске и т.д. Сначала дети проходят по лабиринту с открытыми глазами, а потом глаза завязываются и нужно сделать все то же самое вслепую, по памяти. Эта игра может стать украшением детского праздника. Внимание! Даже если препятствия очень легкие, обязательно подстелите что-нибудь мягкое и страхуйте детей. Такая игра развивает зрительную, тактильную кинестетическую память.

Пантомима. (с 3-4 лет)

В эту игру тоже можно играть и вдвоем, и большой компанией. Один игрок показывает действия с воображаемыми предметами (ест яблоко, бросает мячик, моет руки мылом, пишет), а остальные пытаются отгадать. зрители могут и сами заказывать, что именно должен изобразить водящий. Эта игра развивает не только кинестетическую, но и тактильную и зрительную память: чтобы хорошо изобразить действие с тем или иным предметом, нужно вспомнить, какой он формы, как выглядит, твердый или мягкий, холодный или теплый и т.д.

Категория: Маленькая личность | Добавил: Virgo-Taurus (2006-11-08)
Просмотров: 1036 |

Комментарии
Имя *:
Email *:
Код *:

 

Хостинг от uCoz