Отношение детей между собой, как они чувствуют себя в другой среде, как их воспитывать, как развивать маленькие личности, как вводить их во взрослую жизнь?
Дидактическая игра является важнейшим условием полноценного психического развития ребенка. На третьем году жизни она обеспечивает его развитие по трем основным направлениям. Во-первых, игра открывает большие возможности для становления целенаправленной деятельности; во-вторых, в игре ребенок усваивает назначение предметов и овладевает обобщенными действиями с ними; в-третьих, игра создает благоприятные условия для развития самосознания. Игра - доступная и привлекательная для ребенка деятельность. Она способствует сохранению его душевного равновесия, дает ощущение психологического комфорта, доставляет радость и удовольствие. Однако все это не происходит само по себе. Вам надо помогать детям играть и участвовать в игре наравне с ребенком. Взрослые, играя с ребенком, могут брать на себя какую-либо роль: шофера, продавца, покупателя. Это не только радует детей, но и многому их учит. От партнера по игре малыш приобретает опыт играть в воображаемом плане, используя вместо необходимых для игры предметов игрушки-заместители в виде палочек, листьев, шишек, желудей, ракушек и др. Например. Кукла на прогулке захотела есть, а посуды нет. Выход найден: чурочка — «кастрюля», лист тополя — «тарелка», травка — «макароны», тополиный пух — «молоко». Обед получился на славу. Папа едет с трехлетним сыном в вагоне метро. У мальчика один оловянный солдатик, с которым он вдохновенно играет. Папа лишь изредка подает реплики, направляя игру ребенка. Солдатик катается с горки, преодолевает трамплин, идет по дорожке, отдыхает, его угощают булочками (мальчик пальцами захватывает со своей рубашки крупный горошек — «белые булочки» и подносит их к игрушке). Когда ребенок играет самостоятельно, нет необходимости следить за каждым его шагом. Взрослые могут продлить игру ребенка, предложив дополнительную игрушку или поставив его перед новой игровой задачей, которую малыш с удовольствием выполняет сам. Например. Мальчик перевез все кубики и бесцельно возит машину. Бабушка вскользь замечает: «Как же ты проедешь на машине, если разлилась река?» Мальчик подхватывает идею: строит мост, дорогу, осторожно везет пассажиров. Девочка остановилась с куклой, задумалась. «Что это у тебя дочка невеселая, не заболела ли?» — спрашивает мама. Так началась новая игра, в которой нетрудно узнать и ласковую заботливую маму, ухаживающую за больной дочкой, и строгого доктора. Овладев с помощью взрослых основными способами действий, характерных для той или иной деятельности, дети могут использовать их в тех же или несколько измененных условиях. Для этого надо, чтобы в групповой комнате и на участке были созданы условия для разнообразной самостоятельной деятельности малышей. Каждый вид игрушек и пособий следует хранить в определенном порядке. Это позволит детям найти нужный предмет, а после игры убрать его на место. Важно продумать, как наиболее рационально распределить игровой материал, чтобы дети могли заняться разнообразной деятельностью, не мешая друг другу. Спокойное место в группе отводится для самостоятельных игр с дидактическими игрушками, рассматривания картинок, игр. Дидактические игрушки, книги хранятся в открытом шкафу, рядом со столами, за которыми дети играют и рассматривают книги. Более сложные дидактические игрушки, игрушки-забавы должны быть видны детям. Лучше, если они будут лежать на полке выше роста ребенка, чтобы взрослый мог не только помочь взять игрушку, но и проследить за игрой ребенка. С дидактическими пособиями и игрушками (пирамидами, матрешками, вкладышами) дети под наблюдением воспитателя играют самостоятельно или с небольшой помощью взрослого. Так у малышей закрепляются знания, полученные на занятиях, и умения самостоятельно пользоваться дидактическими игрушками. Материалы для изобразительной деятельности (карандаши, бумага, мелки и др.) целесообразно хранить в закрытом шкафу, так как самостоятельно малыши еще не умеют пользоваться этими предметами по назначению (для рисования, лепки и др.), но уже свободно рисуют мелом на доске, палочкой на снегу, песке. Малышам нужны и живые объекты для наблюдения (рыбки, птицы), и природный материал (шишки, желуди, каштаны). Для развития ходьбы, бега и подвижных игр в групповой должно быть достаточно свободного места. Мебель, крупные игрушки и пособия размещают так, чтобы дети легко могли проходить между ними, подходить к ним с разных сторон. Четкое распределение игрушек и пособий в комнате и на участке, их размещение, художественное оформление создают порядок и уют. Но это не означает, что каждый вид игрушек и пособий должен использоваться изолированно. Многие из них могут применяться в сюжетных играх. Так в «дом» дети могут попасть через «двери» в виде обруча или дуги, а в «магазин» — по лесенке или доске перед входом в дом. Короткие шнуры, палки, природный материал — удивительные и не заменимые никакими совершенными игрушками предметы для игры. После завершения игры дети вместе с воспитателем убирают все игрушки в отведенные места. Даже в разгар игры не должно быть такой картины: под стулом валяется кем-то забытый заяц, на полу — разбросанные кубики и другие игрушки. Если же дети (в основном на третьем году жизни) развернули интересную игру, соорудив постройку и разместив игрушки в необычных местах, целесообразно ее не разбирать, чтобы продолжить игру после сна или прогулки. Обеспечение игровым материалом — важное, но не единственное условие, побуждающее малыша к самостоятельной игре. Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно ни осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей. Обращаясь к одному ребенку или группе детей, воспитатель говорит тихо, чтобы не отвлекать других от занятий. Малыши не воспринимают обращения, адресованного всем детям. Ребенка надо назвать по имени, дать индивидуальное поручение. Детям раннего возраста непонятна монотонная, невыразительная речь, они чутко улавливают веселые, ласковые интонации в голосе. Если воспитатель сам умеет и любит играть, он понимает настроение играющих, общается с ними искренне, заинтересованно, не пользуется стандартными заученными фразами и словами. Опытный воспитатель внимательно наблюдает за играющими детьми. Он может ходить, стоять, сидеть, но всегда занимает такую позицию, чтобы, обращаясь к одному ребенку или нескольким детям, не выпускать из поля зрения остальных. К каждому воспитаннику в течение самостоятельной игры можно подойти и обратиться не менее 3—5 раз: с заскучавшим ребенком — поиграть в «прятки», приласкать его; другому — показать, как правильно сложить пирамиду; третьему — привести в порядок костюм, поговорить с ним о впечатлениях после поездки в метро и т. д. Организуя самостоятельную деятельность детей, воспитатель особое значение придает формированию доброжелательных отношений между ними. Он показывает малышам, как можно вместе играть в дидактические и подвижные игры, как вдвоем посмотреть картинки, как пожалеть упавшего сверстника, помочь ему и т. д. Он учит согласовывать свои действия с другими. Например, сначала сам катает мяч ребенку, потом предлагает эту игру двоим детям; организует совместную дидактическую игру с пирамидой, в которой дети надевают кольца на один стержень по очереди, или привлекает воспитанников к общему строительству большого дома, дороги из строительного материала. У детей воспитывается внимание к сверстнику, умение согласовывать свои действия с другими, учитывать их интересы, то есть возникает потребность в общении и совместных играх.