Подаем грудь удобно. От того, как мы подадим ребенку грудь, во многом зависит, захватит ли он околососковый кружок глубоко или сомкнет челюсти на самом соске (ой!). Чтобы помочь ребенку, нам надо немного сжать грудь, причем сжать в определенной плоскости. Представьте, что вас угостили большим, толстым, пышным пирогом. А вы очень голодны и хотите откусить сразу кусок побольше. Для этого вы сожмете пирог, чтоб в рот влезло побольше. Пальцы, сжимающие пирог, будут параллельны вашим губам. Сжали, приподняли пирог к носу, широко раскрыли рот и – ам!… С грудью – то же самое. Нам надо сжать ее в плоскости ротика ребенка – тогда он захватит больше. Ниже попробую подробно объяснить на примере поддержки груди, когда ребенка прикладывают в положении сидя, поддерживая его противоположной груди рукой (иногда такую позу называют перекрестная колыбелька ). Положение «перекрестная колыбелька» удобно, когда мама и ребенок только учатся кормлению. Мама может легко управлять и грудью, и головкой ребенка. Наша мама собирается приложить ребенка к левой груди. Подавать ее она будет левой рукой. Внимательно смотрим дальше, что ей надо делать с грудью, а чего не надо. Сжатая грудь напоминает овал. Раскрытый ротик ребенка – тоже. Нам надо сделать так, чтобы овал груди был вытянут в том же направлении, что и ротик ребенка. Большой палец у нас параллелен верхней губке. Он расположен ближе к соску, чем пальцы, которые поддерживают грудь снизу. Накладываем силуэт ребенка (розовый) с раскрытыми ротиком на нашу картинку. Видно, что у крохи слева получится качественно захватить околососковый кружок. А малыш справа не только захватит куда меньше, он еще и соскользнет к соску. Важно: Располагаем пальцы достаточно далеко от ареолы - дальше, чем хотелось. Еще дальше. Особенно важно это для указательного и следующих за ним пальцев. Часто их ставят слишком близко к ареоле. Результат – сами ограничиваем ребенку область захвата. Он бы и раскрыл ротик еще шире, да упирается подбородком в мамины пальцы. Так что сантиметров пять, а то и больше, от соска надо отступить. Если грудь небольшая, это может означать, что указательный палец окажется на грудной клетке. Давление большого пальца, который расположен намного ближе к ареоле, приводит к тому, что сосок приподнимается вверх, по направлению к носику ребенка. Правило формировать грудь так, чтобы малыш мог захватить ее как можно глубже, работает для любых положений. Пальцы всегда расположены параллельно губкам ребенка. Захват груди «ножницами» (между указательным и средним пальцами) лучше не использовать – пальцы частенько соскальзывают к соску, и прикладывание становится неглубоким. Плюс – есть риск сильного пережатия протоков, и, соответственно, появления застоев молока. Техника правильного прикладывания к груди. От того, как ребенок возьмет грудь, насколько глубоко у него в ротике окажется сосок и ареола (темный околососковый кружок), зависит и безболезненное кормление, и отсутствие трещин, и набор веса, и количество молока. То, что надо давать грудь поглубже, знают все. Как это осуществить на практике? Давайте разберемся подробно. Первое: грудь малышу вкладывают только в широко раскрытый ротик. Как добиться того, чтобы он раскрыл его пошире? Давайте проверим сами, в каком положении ребенку удобнее открывать рот: - Чуть наклоните голову. Попробуйте широко открыть рот. Неудобно, правда? Заметьте положение языка – он приподнялся и находится далеко за деснами. А для сосания груди необходимо, чтоб язычок был над нижней десной, прикрывая ее сверху и охватывая грудь. - А теперь представим, что нам надо укусить яблоко, висящее на уровне нашего носа: чуть приподнимаем голову… Заметьте, как широко получилось открыть рот. Да и с высовыванием языка – никаких проблем. Лучше всего прикладывать спокойного ребенка, не ждать, чтобы он плачем потребовал кормления. Любому человеку, даже самому маленькому, удобнее сосредоточиться и сделать свою работу качественно, когда он пребывает в хорошем расположении духа. Итак, на старт! Исходное положение: ребенок расположен очень близко к груди, сосок направлен к его носику. Если направить сосок прямо в рот, есть риск, что челюсти ребенка сомкнутся слишком близко к соску, маме может быть больно. Грудь мы уже сформировали для удобного захвата. Готовый поесть ребенок сам вертит головкой из стороны в сторону, раскрывает рот и опускает язычок на нижнюю десенку. Если рот раскрывать не рвется, можно провести по его губкам нижней частью ареолы. Почему не соском? Если ребенок без проблем берет грудь, в общем-то все равно, чем и как проводить, но если он склонен втягивать в полузакрытый ротик все, что касается губок, можно не успеть – шустрый малыш мгновенно засосет кончик соска, что может быть весьма неприятно. В стартовом положении нижняя губка малыша уже расположена там, где она будет во время кормления - обратите внимание на синюю точку. Поддерживаем ребенка так, чтоб основание его головки и плечики опирались на мамину ладонь. Рука мамы не должна давить на затылок. Важно дать хорошую опору телу ребенка, чтобы ему было удобно сосать, плотно прижимать его к себе, животик к своему животу. Если нужно дать грудь «прицельно», удобно делать это в положениях «из подмышки» или перекрестной колыбельки. В этом положении рука мамы как бы формирует "вторую шею" для ребенка, ладонь поддерживает область шеи и между лопатками, большой палец расположен под верхним ушком, указательный и остальные - под нижним. Малыш широко раскрывает ротик (язычок опущен на нижнюю десну), его голова слегка откидывается назад. Мама приближает его к груди и вкатывает сосок и ареолу в ротик (синяя стрелка). Можно чуть помочь этому движению большим пальцем: движением вперед как бы разгладить сосок, чтоб он встал на свое место в ротике. Особенно актуальным это может быть для плоских сосков. Напоминаю, что нижняя губка уже стоит на месте (синий кружочек). Мы не двигаем всего ребенка вверх, к соску. Последней на место становится верхняя губа. Не грудь к ребенку, а ребенка к груди: направление встречного движения ребенка (рука мамы, которая дает опору шейке, плечам и лопаткам) – оранжевая стрелка. Это наше основное движение, мы не заталкиваем грудь в ротик, не преследуем ею ребенка , а просто прижимаем малыша, готового взять грудь, к себе поплотнее, подаем и помогаем взять ее. Нижняя губка во время захвата груди отогнута, язычок лежит поверх десны. Последней на место становится верхняя губа. Теперь у ребенка грудь глубоко в ротике, сосок там, внутри, касается границы твердого и мягкого неба. Обратите внимание, что снизу ареола глубже в ротике, чем сверху. Ребенок так плотно прижат к маме, что ей сверху видно только щечку, плотно прижатую к груди. Если на секунду слегка отодвинуть малыша от груди, станет заметно, что его губки развернуты, нижняя губа полностью отогнута. угол между верхней и нижней губой - не меньше 140°. А если уж совсем полюбопытствовать, и аккуратно отодвинуть уголок рта, будет виден язычок, охватывающий грудь. Когда малыш сосет грудь правильно, его щечки надуты, а не втянуты. Подбородок глубоко упирается в мамину грудь. Носик может либо быть в стороне, либо слегка касаться груди. В таком случае малыш все равно успешно дышит, через маленькие треугольные щелочки между грудью и крыльями носа. Если кроха сильно упирается носом и ему все-таки неудобно дышать - скорее всего, его подбородок расположен недостаточно близко к маминой груди, а голова наклонена вперед. В таком случае не надо делать ямку в груди пальцем, надо сместить всего малыша назад, в направлении его ножек и плотнее прижать к себе. Его шейка выпрямится, подбородок глубже упрется в грудь, а носик освободится. Если чувствуете, что ребенок при этом захватил грудь неглубоко, лучше аккуратно забрать у него грудь (разжав пальцем десенки, чтобы не повредить сосок), и приложить его еще раз.
|