Меню сайта

Категории статей
Уход за новорожденным
Добрый доктор
Все о детском здоровье
Маленькая личность
Отношение детей между собой, как они чувствуют себя в другой среде, как их воспитывать, как развивать маленькие личности, как вводить их во взрослую жизнь?
Детский сад
Когда детки начинают ходить в детсад, появляются новые проблемы, обсудим их?
Питание детей
Грудное, искусственное вскармливание, рецепты для разных возрастных категорий
Все для детей
О товарах для детей, обмениваемся опытом и отзывами, критикуем или рекомендуем.
Детские сказки
Детские песни
Сводные таблицы малышей
Подросткам

Форма входа

Поиск по статьям

Друзья сайта

Сказкотерапия
» Каталог статей » Детские сказки
Сказкотерапия

Сказкотерапия
"Жили, были…", "В некотором царстве…" - начинается сказка, начинается жизнь. Первыми на пороге детства тебя встретили вечные и неизменные Курочка Ряба, Колобок и Теремок. Но ты рос и становился все старше, и все больше сказок сопровождало тебя в пути, и каждая делилась с тобой своей историей – учила, развлекала и утешала. А когда сказки поделились с тобой всем, что знают сами - ты стал взрослым, и пришло время расстаться. Сказки пожелали тебе доброго пути, попросили не забывать их и все чему они тебя научили, а потом долго, долго смотрели, как ты уходишь по дороге своей жизни, и махали вслед рукой. Но ты так и не оглянулся…
 
 
 
Сказка – необходимый элемент воспитания ребенка. Она простым и доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, развлекает и утешает, мастерски пряча нравоучения и назидания под яркими красками сказочных историй.

Сказка первый ориентир, по которому ребенок учится строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Она действует на детскую душу очень тонко и деликатно, на уровне эмоций, переживаний и чувств, но тем не менее точно и прямо ведет его по намеченному пути познания жизни, не давая запутаться и заблудиться.

Что добро, что зло

Без лишних сложностей сказки прямо и доходчиво, на ярких примерах объясняют ребенку, что быть плохим, значит действовать себе во вред, а быть хорошим правильно и выгодно, ведь положительного героя всегда ждет награда – полцарства, принцесса или, на худой конец, сладкий пряник. Но сказки вовсе не приучают ребенка к мысли, что хорошим быть легко и ему все достается просто так. Любую награду надо заслужить. У положительных героев в сказке, кстати, вовсе не легкая жизнь, они все время преодолевают трудности, кого-то спасают, что-то разыскивают. Но при этом всегда добиваются успеха.

Сказка учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним, невзирая на трудности. Недаром в сказках всегда присутствует магическое число «3» - три раза надо закинуть невод, у Змея-Горыныча срубить три головы, даже свистнуть или топнуть приходится не менее трех раз. Сказка мягко и ненавязчиво приучает ребенка к мысли, что в жизни даром ничего не дается.

Но и добиваться успеха тоже надо уметь, так чтобы не навредить ни себе, ни другим. И сказка формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, предостерегая его от всего, что в дальнейшем может испортить его отношения с окружающим миром. Недаром в сказках всегда осуждается непомерная гордыня, глупость, неумение строить с другими, причем не только людьми, но и животными и предметами, хорошие, уважительные отношения. Опять же прямая и разумная линия: будешь плохим – останешься со своими бедами один на один, да еще врагов себе наживешь на ровном месте, а у хорошего человека в трудную минуту всегда найдутся друзья, готовые ему помочь. Ведь старушка, которой ты поднес корзину, может оказаться доброй волшебницей, а разбитый глиняный горшок – заколдованным.

Вообще сказки щедро делятся с ребенком надеждой и оптимизмом. Какие бы трудности не стояли перед сказочными героями, они их обязательно преодолеют своим трудолюбием, добротой, щедростью и умом. Самые страшные приключения в конце концов венчает пир на весь мир или веселая свадьба. С детства сказки зажигают в нашей душе веру, что зло будет наказано, справедливость восторжествует, а добро победит.

Не только пряники

При этом не стоит думать, что сказка с ее верой в лучшее, уводит ребенка от суровых реалий жизни, приучая его к чрезмерной мечтательности и пустым надеждам на обязательный хороший конец истории. Вовсе нет. Сказка умеет пугать и учить ребенка осторожности и осмотрительности, это великолепный инструмент его адаптации ко всем сложным жизненным ситуациям. Инструмент тем ценней, что все сказочные приемы отработаны веками и проверены не на одном поколении.

Даже самые простые сказки несут в себе воспитательный момент. «Колобок» это история о малыше, который не слушался родителей и за это поплатился. «Красная шапочка» лучше всяких родительских назиданий втолкует ребенку, почему не стоит разговаривать с незнакомыми, а печальный пример семи козлят научит не открывать дверь кому попало. В сказке, как и в жизни, есть место и обману, и предательству, и жестокости. Другое дело, что мудрая великая учительница – сказка не запугивает ребенка своими историями до панического страха перед жизнью, а учит с этим неизбежным злом жить, избегать его и бороться с ним.

Волшебное лечение

В то время как сказка рассказывает ребенку свои увлекательные истории, нам, взрослым, она может очень многое поведать о самом ребенке. Сказкотерапия – это использование диагностической роли сказки, позволяющей выявить эмоционально-личностные проблемы ребенка и с помощью той же сказки скорректировать их.

В сочетании слов сказка и терапия (лечение) ничего удивительного, а тем более пугающего, нет. Сказка испокон веков использовалась, как средство положительного воздействия на эмоциональное состояние ребенка. Самый яркий пример этого воздействия – сказка на ночь. Ребенок слушает успокаивающий, убаюкивающий ритм слов, слышит родной голос – все хорошо, мама рядом, сказочная история уводит его все дальше от дневных печалей и радостей и наконец он засыпает.

Придумай себе сон

Кстати, если вашего ребенка беспокоят плохие сны, то сказкотерапия предлагает вам простую и действенную методику, которая поможет справиться с этой проблемой. Детские сны можно придумывать. Заранее, перед сном, вместе с ребенком придумайте ему чудесный сон на ночь, а утром попросите рассказать, а еще лучше нарисовать то, что ребенок увидел во сне. Рисунок с хорошим сном повесьте над кроватью, а рисунок с плохим, порвите и выбросьте, пообещав, что этот сон малышу больше не приснится.

Страшилки в борьбе со страхами

Дети и сами подсознательно используют сказку для решения своих проблем. Кто в детстве не рассказывал и не слушал истории про «черный гроб», «кровавую руку» и тому подобные шедевры детского устного творчества. Почему дети придумывают и рассказывают эти леденящие душу «ужастики» и почему они пользуются такой популярностью в детской среде? Потому что это защитная реакция, помогающая преодолеть страх и растерянность, возникающие в детской душе при столкновении с большим и непонятным миром, полным опасностей и неожиданностей. Вот дети и избавляются от своих страхов и беспокойств с помощью страшилок – расскажу историю пострашнее, напугаю других и сам буду меньше бояться. Дети интуитивно, наивно, но правильно находят самый простой и естественный способ вытеснить маленьким страхом страх большой.

Зеркало души ребенка

Но вернемся к тому, что больше всего на свете интересует всех родителей – что же творится в душе ребенка, какой он, как воспринимает себя и других, какие у него проблемы, как ему помочь?

В сказкотерапии существует множество методик, позволяющих ответить на все эти родительские вопросы и вовремя скорректировать проблемы. Причем сам ребенок воспринимает происходящее, как интересную игру, что и понятно, ведь речь идет о сказке. А сказка - его территория, он легко чувствует себя здесь и раскрывает свое «Я» свободно.

Например, по тому, как и почему ребенок идентифицирует себя с тем или иным сказочным героем, можно выяснить наличие спонтанных эмоциональных реакций ребенка в его поведении.

В маленьких ситуационных сказках ребенку предлагается сделать выбор, решить, как бы он сам вел себя в данной ситуации. Например: на дереве гнездо, здесь живут папа-птица, мама-птица и птенец- ребенок. Но вот поднялся ветер, ветка сломалась, и гнездо упало на землю. Папа и мама взлетели и сели на разные ветки. Птенец остался на земле. Что он должен делать? Ребенок рассказывает о птенце, а в то же время проявляет свою реакцию на подобную ситуацию. В зависимости от того, какое он найдет решение, можно судить и о его поведении в подобной ситуации. Птенец постарается и тоже взлетит на ветку, полетит к папе, потому что он сильный, полетит к маме, потому что он испугался, или вообще сядет на отдельную ветку, не взлетит, но будет звать на помощь. Это нормальная детская реакция. А вот ответы - он попытается взлететь, упадет и разобьется, он не взлетит и умрет с голоду, требуют пристального внимания родителей и специалистов.

Еще одна из методик сказкотерапии – предложить ребенку распределить сказочные роли среди родных. Папы и мамы – мужайтесь. В жизни ребенок не может высказать вам своих претензий, во-первых, не умеет, а во-вторых, ему даже в голову не приходит, что родителей можно критиковать. А вот в сказке он свободен, и чувства его будут предельно откровенны. И если папа вдруг окажется злым волком, а мама бабой-ягой, не стоит обижаться на ребенка, а лучше задуматься, что за проблемы в семье заставили его назначить вас на столь незавидные роли.

Путь к взаимопониманию

Сказкотерапия доступна не только специалистам, ее можно и нужно использовать всем родителям. Принимайте активное участие в «сказочной» жизни вашего ребенка: почитайте вместе с ним сказку, посмотрите мультфильм. У вас будет возможность внимательно и ненавязчиво проследить за его реакцией, а потом вместе с ребенком обсудить услышанное и увиденное.

Узнайте, какая сказка и какой сказочный герой у него самые любимые и почему, так вы сможете лучше узнать и понять своего ребенка. Возможно, вас ждет интересное открытие - ваш малыш выбрал своим примером для подражания отрицательного героя. И все проблемы в поведении, с которыми вы боретесь изо дня в день, проистекают именно из этой любви. Но не спешите читать ребенку морали и нравоучения. Поговорите с ним, выясните, что так привлекло его в отрицательных сторонах характера сказочного героя.

Стать сказочником

Даже одно то, что вы вместе будете читать сказку, уже имеет огромное положительное значение для ваших взаимоотношений. Вы сидите рядом, ребенок прижался к вам, он слушает ваш голос, вы вместе переживаете одни и те же эмоции – в такие моменты между вами и ребенком устанавливается очень теплые, доверительные отношения, полный душевный контакт. Никакая аудио и видеотехника, никакое профессиональное исполнение не заменят малышу вашего присутствия и внимания.

Чтобы помочь ребенку справиться с проблемой, можно и самим придумывать сказки. Поверьте, для этого вовсе не надо быть Гансом Христианом Андерсеном. Подойдут простые, незамысловатые истории из жизни зайчиков и белочек.

История о застенчивом слонике (медвежонке, котенке и т.д.), который учится знакомиться с другими зверюшками, лучше всяких родительских наставлений, как следует дружить, научит ребенка находить себе друзей.

В общем, не стесняйтесь, придумывайте и рассказывайте сказки своим детям, тем более что слушатели вам достались внимательные и благодарные.

На свете достаточно мудрых, добрых прекрасных сказок, в мировой фонд могут войти и те, что придумаете вы сами. Если у вас возникли вопросы или вы столкнулись с трудностями в воспитании ребенка, если вас беспокоит его поведение, позовите сказки на помощь. Они помогут вашему ребенку выбрать правильную дорогу, научиться преодолевать трудности, дружить, любить и жить в этом большом и сложном, отнюдь не сказочном мире.



Источник: http://www.devichnik.ru/
Категория: Детские сказки | Добавил: Пола (2007-09-08)
Просмотров: 2257 | Комментарии: 1 |

Комментарии
Имя *:
Email *:
Код *:

 

Хостинг от uCoz