Режиссер - Чжан Имоу. В ролях - Джет Ли, Тони Люн Чу Вэй, Мэгги Чун, Даоминг Чен, Донни Йен. Гонконг. 2002. 96 мин. Бюджет: $31 млн. Сборы по миру: $176 млн. Когда-то давно, в так называемый Период сражающихся царств, Китай был разделен на несколько территорий. Правитель царства Цинь (Даоминг Чен) вел жестокие войны за то, чтобы подчинить остальные царства себе и создать таким образом великую империю. Однако остальные правители усиленно сопротивлялись этому плану, и казалось, что войнам нет конца. Своими действиями правитель царства Цинь восстановил против себя очень многих, поэтому его жизни постоянно угрожала опасность и он был вынужден предпринимать очень серьезные меры предосторожности. Больше всего правитель царства Цинь боялся трех прославленных воинов, которые носили клички Небесный (Донни Йен), Сломанный Меч (Тони Люн Чу Вэй) и Летящий Снег (Мэгги Чун). Эти воины были настолько искусны в сражениях, что противостоять им не мог никто. Они имели личные причины ненавидеть правителя Цинь, потому что родом были из царства, которое правитель Цинь завоевал огнем и мечом, жестоко подавив сопротивление. Пока эти воины живы - они будут охотиться за ним. Поэтому правитель Цинь удалился в свой роскошный дворец, окружил себя плотным кольцом охраны и запретил кому бы то ни было приближаться к себе ближе чем на сто шагов. Нарушившему этот приказ грозила смерть. Десять долгих лет правитель Цинь скрывался в своем дворце, все увеличивая и увеличивая награду за голову каждого из трех воинов. Пока наконец к нему не доставили молодого воина по прозвищу Безымянный (Джет Ли), который утверждал, что самолично убил всех троих - Небесного, Сломанного Меча и Летящего Снега. Причем не просто это утверждал, но и представил необходимые доказательства. Правитель Цинь был потрясен увиденным и осыпал Безымянного благодеяниями: наградил золотом и землями, а также в знак особой милости позволил ему сидеть в десяти шагах от себя и вести с собой беседу. Разумеется, правителю было интересно узнать, как этот никому не известный префект из отдаленной местности сумел в одиночку победить всех троих воинов, которых до ужаса боялся даже он, правитель Цинь. Безымянный удовлетворил любопытство правителя и рассказал, каким образом он сумел справиться с его врагами. Однако правителю в какой-то момент показалось, что Безымянный его обманывает. А вот зачем и с какой целью - это ему и предстояло выяснить... Сюжет фильма, хотя он и укладывается буквально в несколько абзацев текста, довольно интересен. Зрителей ждет несколько весьма неожиданных поворотов действия, причем если в самом начале кажется, что ты угадал дальнейшее развитие, затем быстро оказывается, что все двигается в совершенно ином направлении. А потом опять меняет траекторию на девяносто градусов. Затем - на сто восемьдесят. После этого - еще на девяносто, причем в обратную сторону. Изложение тех или иных событий, о которых беседуют основные персонажи, дается с разных точек зрения, причем до конца так и не понятно, как же все это было на самом деле. Тем не менее сюжет - это последнее, о чем имеет смысл упоминать. Потому что даже если бы в картине не было вообще никакого сюжета - она все равно производила бы фактически шоковое впечатление, потому что такой потрясающей постановки с визуальной, скажем так, точки зрения я вообще никогда не видел. Работа операторов, художников, дизайнеров, декораторов, мастеров по спецэффектам настолько красива и выверена, что все это выглядит совершенно фантастическим предметом искусства, а точнее, сплавом его нескольких направлений. О некоторых фильмах говорят: "Картина до того красива, что некоторые кадры хочется вырезать и повесить на стену". В "Герое" можно взять восемьдесят процентов кадров и долго любоваться каждым из них. Потому что это нечто совершенно невероятное! меньшей степени - было продемонстрировано в картине "Крадущийся тигр, затаившийся дракон". Фэнтезийные постановки сцен боев, во время которых сражающиеся могут летать, хорошо продуманные и несущие в себе определенный смысл цветовые решения тех или иных эпизодов... Но если в "Крадущемся тигре" действительно красивые и эффектные эпизоды составляют лишь небольшую часть картины, то "Герой" практически весь состоит только из них. Во-первых, цветовая символика. Каждый вариант изложения того или иного эпизода окрашен в свой цвет. Причем этот цвет присутствует в декоре помещений, раскраске различных предметов и в одежде персонажей. Во-вторых, антураж сцен боев. Сражение Безымянного с Небесным происходит во время дождя - во дворе здания, куда Небесный приходит поиграть в вей-чи. Дождь сопровождает все это действо, и я никогда не предполагал, что дождь можно снять так красиво. Другое сражение - Безымянного со Сломанным Мечом - происходит на зеркально-гладкой поверхности горного озера. Они скользят, сражаясь, по поверхности воды, причем снято это с совершенно различных точек, включая глубину. Оружие касается озера, вздымая в воздух крупные капли воды... В общем, это просто нужно видеть... Нередко антураж боя также сопровождается почти однотонной и очень яркой цветовой гаммой, как, например, бой среди осенних листьев Летящего Снега с ученицей Сломанного Меча. В-третьих, сама постановка боев: безумно красивая, завораживающая, удивительная и невероятно кинематографичная. Бойцы совершают совершенно невероятные действия, взлетают, камнем опускаются на врага, порхают как пчелы, производят выпады с умопомрачительной скоростью. Ну да, это не имеет никакого отношения к обычным боям. Но это и не фильм о соревнованиях по боям без правил. Это легенда... Ну и, в-четвертых, спецэффекты. Сцена атаки лучников на школу каллиграфии восхищает не только с точки зрения эффектов как таковых, но и тем, как это все придумано. Соорудить на компьютере какой-нибудь космический корабль или инопланетную тварь - в общем, не сложно. Но попробуйте изобрести что-нибудь принципиально новое в изображении атаки лучников - вряд ли что-нибудь получится. А в "Герое" - получилось... В общем, вряд ли имеет смысл и дальше рассказывать о том, насколько красив и необычен этот фильм, потому что не нужно читать его описания - фильм просто нужно посмотреть. Весьма желательно - на большом экране или хотя бы на домашнем кинотеатре. Зрелищность, причем потрясающая зрелищность - одно из ключевых слов этой картины, поэтому не лишайте себя удовольствия. С моей точки зрения - это просто шедевр. Никогда не видел ничего подобного.
|